Коэффициент Цена Прибыль или P/E указывает количество лет, за которое покупка акции полностью окупится, т.е. фактически это срок окупаемости актива, приобретаемого по текущей рыночной цене.

коэффициент p eКоэффициент Цена Прибыль может рассчитываться как относительно одной акции (в таком случае рыночная стоимость этой акции делится на чистую прибыль, рассчитанную на одну акцию), так и суммарно по организации (здесь вся стоимость компании, т.е. ее капитализация, делится на общую чистую прибыль). И в том и в другом случаях результат будет одинаковым. Например, при цене актива 200р. и чистой прибыли на одну акцию 20р., P/E будет равен десяти. Это значит, что трейдер, купив ценную бумагу сегодня за 200р., полностью окупит собственную покупку только через 10 лет.

Когда P/E низкий

Чем ниже значение показателя, тем меньшее количество лет потребуется для полного возмещения вложенного капитала. Помимо этого, низкий P/E говорит либо о том, что цена на рынке слишком низкая по сравнению с прибылью, которую генерирует компания; либо о том, что чистая прибыль резко выросла, но это пока не отразилось на стоимости акций. Все это свидетельствует о недооцененности компании.

Когда P/E высокий

Высокий коэффициент Цена Прибыль предполагает большее количество лет, при которых инвестиция окупит сама себя за счет будущих доходов компании. Также высокий результат коэффициента говорит либо о раздутой стоимости акций при одновременно низких доходах компании; либо о заниженной прибыли компании при адекватной оценке стоимости ее акций. В целом, это означает, что компания переоценена.

Недостатки показателя «Цена-Прибыль»

  1. Главный минус заключается в том, что P/E не учитывает фактора роста (или снижения) доходности компании в будущем. Другими словами, при расчете срока окупаемости предполагается, будто чистая прибыль будет сохраняться на одном и том же уровне в течение длительного времени. Однако на практике такого практически не бывает, из года в год уровень чистой прибыли может как вырасти, так и уменьшиться.
  2. Другой недостаток проявляется тогда, когда по итогам работы компания показывает убыток – в данном случае коэффициент Цена Прибыль оказывается отрицательным и его интерпретация теряет всякий смысл (буквально это означает, что акция окупается еще до момента покупки, что в принципе невозможно).
  3. Третий минус кроется в расчетах коэффициента. Так, на разных сайтах, в разных источниках P/E рассчитывается для года, полугодия, квартала, а также для других периодов. Помимо этого P/E может базироваться на прогнозной прибыли, ожидаемой аналитиками в текущем периоде. При сравнении компаний с показателями разных периодов возникает путаница и искажение реальной рыночной ситуации.

Когда все-таки стоит применять коэффициент Цена Прибыль

Важным достоинством P/E является его применение для сравнения нескольких компаний единой отрасли – именно в данной роли коэффициент показывает самую справедливую информацию и позволяет выявить одну или несколько компаний в отрасли, которые недооценены или переоценены по сравнению с остальными. Однако важно помнить, что использовать следует только один период (например, год), тогда анализируемая информация будет достоверной.

По итогам анализа нескольких компаний в отдельной отрасли выбирается та, значение коэффициента Р/Е которой оказывается самым низким, в таком случае инвестиция будет самой выгодной. Аналогичным образом анализируются компании других отраслей.