Политика таргетирования инфляции – это совокупность мер, направленных на остановку роста цен, т.е. фактически она призвана остановить уровень инфляции в стране. Данная политика уравновешивает экономические показатели, необходимые для развития производства и одновременно предотвращающие незапланированный рост цен. Она была разработана для применения в развитых странах, где постоянное развитие производства и обеспечение занятости населения не могут в полной мере остановить инфляцию.

На данном этапе политика таргетирования инфляции в России дает хорошие результаты в свете сегодняшних событий и с учетом экономического кризиса, поэтому она будет применяться и в будущем для уравновешивания уровня инфляции и роста цен.

Суть политики таргетирования инфляции

С одной стороны, низкая инфляция ведет к увеличению доходов страны и всего населения, повышает возможности инвестирования для бизнеса. Экономисты со всех сил пытаются снизить ее уровень хотя бы на несколько десятых процента. Однако, оборотная сторона такого решения – это спад экономики страны. Как показала практика в России и более развитых странах, простое снижение инфляции вместо решения экономических проблем приводит к их усугублению.

Но в чем причина данной ситуации? Дело в том, что отсутствие инфляции или ее недостаточные показатели ведут к тому, что у предпринимателей и производителей пропадает стимул к конкуренции. То есть, они перестают развиваться и повышать качество продукции. Население перестает тратить деньги на качественный и дорогой товар, свободные деньги остаются невостребованными и начинают накапливаться. Останавливается финансовый оборот внутри страны.

Не удивительно, что многие начинают покупать товары и пользоваться услугами за рубежом, а значит – деньги просто уходят за границу. Чтобы как-то восполнить утечку и недостаток финансов, цены на низкокачественный товар все равно продолжают расти, что противоречит ожиданиям населения.

Именно для устранения либо предотвращения этого явления используется политика таргетирования инфляции. Ее суть заключается в том, чтобы определить необходимый показатель инфляции, которого необходимо достичь за год. При этом специалисты разрабатывают план, согласно которому в минимальные сроки будут достижимы все нужные показатели, в соответствии с которыми инфляция в стране не превысит необходимой нормы, но и не будет ниже указанной отметки.

Только реальная практика показывает, дает ли политика свои результаты, так как они могут быть видны только по истечении отчетного периода. Анализ результатов проводится посредством сравнения планируемых и фактических показателей.

В результате таргетирования создается плановая  и контролируемая инфляция, стимулирующая развитие экономики страны. Специалисты определяют, каким именно должен быть показатель инфляции, и какими будут цели для его достижения.

Политика таргетирования инфляции в России и ее применение

На сегодняшний день данная политика в РФ определяет не только цели по инфляции, но также – способы достижения необходимых показателей. Основной причиной для перехода к данному типу планирования экономической ситуации в стране является  плавающий курс рубля. Практика показывает, что постепенное внедрения политики таргетирования значительно улучшило инвестиционный климат в России и помогло решить ряд следующих проблем:

  • ослабленный трансмиссионный механизм, что проявляется в высоких спрэдах банков и низких показателях кредитования населения и бизнеса;
  • серьезное замедление роста экономических показателей в стране, начиная с 2012-го года;
  • образование естественных монополий;
  • прямая зависимость экономики страны от экспорта газа и нефти.

Практика показывает, что на данном этапе наблюдается эффективное решение только первой из этих проблем. Остальные задачи требуют серьезного вмешательства со стороны правительства и наличия ряда множества факторов, влияющих на снижение индекса потребительских цен в стране.

Тем не менее, стратегия таргетирования внедряется уже сейчас, так как реализуются многие меры по успешному выполнению программы Центрального Банка России.

Политика таргетирования инфляции предусматривает ряд следующих действий

  1. Прогноз инфляции, определение ее типа и причины;
  2. Установление необходимого достижимого уровня;
  3. Разработка различных мероприятий по контролю уровня  цен;
  4. Публичное объявление со стороны ЦБ и его взаимодействие с остальными участниками рынка;
  5. Применение необходимых инструментов для реализации целей политики таргетирования;
  6. Проведение сравнения планового уровня и реальной ситуации после отчетного периода.

Если все предпринятые меры дали должные результаты, они будут применяться и в дальнейшем.