Ревальвация это увеличение курса одной валюты по отношению к валютам других государств. Например, в отношении российского рубля данный процесс будет означать следующее: представим, что текущий курс доллара к рублю составляет 1$ = 30р., а курс рубля к евро приравнивается 1€ = 40р.

Если произошла ревальвация, то данные соотношения будут изменены в сторону удорожания рубля, т.е. 1$ будет стоить 25р., а 1€ = 35р. (или другие значения, но ниже указанных первоначально). Ревальвация является процессом, полярным девальвации, которая в свою очередь предполагает удешевление рубля (в случае девальвации доллар может вырасти до 35р., а евро – до 45р.).

Раньше, когда валютные соотношения были фиксированными, ревальвация проводилась путем подписания официального документа, который предполагал новую стоимость той или иной валюты по отношению к остальным.

Теперь, в условиях плавающего валютного курса ревальвация проводится только косвенными методами: совершаются определенные действия на валютном рынке, способные изменить соотношение валют, т.е. проводятся так называемые валютные интервенции.

В основном Центральные Банки осуществляют данную меру в целях регулирования сальдо платежного баланса страны (в частности, когда оно имеет положительный знак). Реже ревальвация применяется как «шоковая терапия» для устранения инфляции в некоторых формах ее проявления.

Кому выгодна и не выгодна ревальвация

В периоды удорожания местной валюты экономическая выгода возникает у импортеров, которые могут ввозить товары в данную страну по ценам ниже, чем на местном рынке, а продавать по ценам выше, чем они бы реализовывали на собственном рынке (т.е. импортеры производят продукцию за границей в условиях низкой валюты, а продают ее в данной стране в условиях дорогих денег).

Соответственно в невыгодном положении оказываются местные экспортеры, у которых вследствие удорожания отечественной валюты вырастает себестоимость производства (т.е. производят они дорого в собственной стране, а продавать могут только по низким ценам за границей).

Именно по этой причине так сопротивляется Китай, когда США требует от них ревальвировать юань в целях снижения конкурентоспособности китайского экспорта. Ревальвация может поставить в выгодное либо невыгодное положение только компании, осуществляющие выпуск готовой продукции, а на организации, экспортирующие или импортирующие сырье, данный процесс влияет мало (равно как и девальвация).