Европейская валютная система базируется на принципах распространения и популяризации в Европейских странах денежной единицы, которая является альтернативой доллару США – в настоящее время такой единицей считается ЕВРО (до 1998 г. – ЭКЮ). Европейская валютная система была основана в 1979 г. фактически является подсистемой Ямайского валютного строя, который сформировался в 1976 г. и предполагал переход мировой денежной системы с золотого стандарта к плавающим валютным курсам (базовой единицей для Ямайской концепции принимается американский доллар).

Региональная обособленность европейской валютной системы преследовала одну главную цель – устранение зависимости европейских денег от USD. В связи с этим были проделаны следующие шаги: 1) определен круг стран-участниц евро-сообщества, которых изначально насчитывалось восемь, а к текущему моменту выросло до семнадцати; 2) за счет взносов этих стран организован Евро-фонд валютного сотрудничества, который используется в качестве финансовой опоры в кризисных ситуациях, а также в целях удержания стоимости денег в рамках приемлемого валютного коридора; 3) создана европейская денежная единица ЭКЮ, которая с 1999 г. трансформировалась в EURO.

Такое экономическое обособление внутри образовавшейся евро-структуры позволило устранить барьеры в движении капиталов, товарообороте и перемещении рабочей силы, что в конечном итоге отразилось на экономической мощности отдельно взятых стран-участниц.

В 1999 г. Европейская валютная система модифицировалась в Европейский Союз или Еврозону. Тогда же были опубликованы финансово-экономические нормативы страны, требуемые для принятия любого государства в состав Еврозоны (т.н. Маастрихтские критерии). В том же году в безналичное обращение была запущена новая региональная денежная единица ЕВРО (созданная на базе ЭКЮ), которая уже в январе 2002 г. получила материальное воплощение в виде банкнот и монет.

Минусы создания Европейского союза

В тот момент, когда страна вступает в Еврозону, она теряет возможность осуществлять независимую денежную политику, т.е. к примеру, в случае роста госдолга данной страны у нее отпадает необходимость менять собственную процентную ставку (т.к. такая ставка едина для всех государств Еврозоны). Изменение собственной ставки нивелировало бы возникший экономический дисбаланс, однако такого не происходит, из-за чего отрицательные последствия накладываются не на страну-должника в отдельности, а сразу на весь Европейский Союз.