Маркет мейкер это профессиональный участник фондового рынка, без которого биржевые торги просто невозможны. Его важность заключается в том, что он фактически «делает» рынок (дословный перевод от англ. Market Maker «создатель рынка»). Маркет мейкер формирует и поддерживает ликвидность биржевого рынка, благодаря чему участники торгов имеют возможность довольно быстро совершать сделки.

Для полного понимания сущности и необходимости ММ нужно представить, как бы выглядел рынок без него, т.е. можно привести аналогию с обычным вещевым рынком, где продаются, например, рубашки. На рынке есть торговец, который продает рубашки по цене 700р. за штуку, но вы не готовы платить больше 600р. за этот товар. В такой ситуации существует вероятность, что вы и продавец никогда не договоритесь о цене, в результате чего сделка не состоится, вы останетесь при своих деньгах, а продавец – при своих рубашках.

Теперь введем в вышеописанную ситуацию ММ. По законам вещевого рынка только маркет мейкер имеет право торговать рубашками на этом рынке, только он и никто другой. В таком случае вы и продавец рубашек, желая совершить сделку, придете к ММ и сообщите ему о своем намерении соответственно купить и продать, на что он вам ответит, что самая лучшая на данный момент цена, по которой можно купить рубашку составляет 675р., а наилучшая цена для продажи равна 630р. В том случае, если обе стороны соглашаются на предложенные условия, то произойдет следующее – маркет мейкер купит рубашку у торговца по 630р. и тут же продаст ее вам за 675р. Разницу или спрэд 45р. он заберет себе – это будет его доход за посредничество.

Точно так же и на бирже – совершать сделки с ценными бумагами можно только через ММ и никак иначе. Market Maker играет важную роль в моменты, когда на рынке преобладают исключительно продавцы или только покупатели. Такое случается во время выхода позитивных новостей, или, наоборот, в период панического сброса ввиду какого-нибудь негатива.

Так вот, когда на рынке слишком много продавцов маркет мейкер обязан покупать даже несмотря на то, что это для него убыточно. А когда преобладают покупатели – ММ вынужден продавать, т.к. его главная цель заключается не в том, чтобы заработать деньги, а в том, чтобы нивелировать спрос и предложение, а также поддерживать рыночную ликвидность. Вот и получается, что когда цена растет – ММ продает, а когда цена падает – ММ покупает.

Дилер, маркет мейкер, специалист

В биржевом слэнге помимо понятия маркет мейкер встречаются слова дилер и специалист – по сути все эти три слова между собой являются синонимами, т.е. обозначают одно и то же лицо, разница только в территориальном делении – дилерами называют ММ в России, специалистами называют ММ в США на бирже NYSE, ну и понятие ММ как оно есть применяется на американской бирже NASDAQ.

Какие функции выполняет Market Maker